Норвегия 2016 по темам: железные дороги. Часть 2

Осло — Хальден и далее в Швецию

Эта линия уходит от центрального вокзала Осло на юг. Без поездки по ней я обойтись не мог, поскольку именно по этой линии можно доехать до Фредрикстада, куда мне необходимо было попасть сразу после прибытия в Норвегию. Линия интересна в первую очередь тем, что в некоторых местах подходит очень близко к берегу Осло-фьорда, и довольно часто из окна вагона можно любоваться красивыми видами моря. Скажу я вам, даже зимой всё это дело выглядит очень неплохо.

На линии курсируют электрички и региональные поезда, доезжающие до станции Хальден (около 137 километров от Осло). Некоторые из этих поездов следуют дальше в Швецию, в город Гётеборг. Это ещё около 180-200 километров (точнее сказать не могу — не измерял). Таких поездов мало, всего 4 пары по будним дням, 3 по субботам и 2 по воскресеньям. Поезда в Хальден ходят каждый час.

Электрички нам, к сожалению, мало интересны, поскольку до Фредрикстада они не доезжают. Наш выбор — региональный маршрут R20, обслуживается он поездами 73-го типа, построенными в 2000-х годах. Вот один из них:

Внутри мне понравилось, сиденья очень удобные, есть столики, туалеты чистые.

Билет до Фредрикстада стоит 210 крон (почти 1800 рублей по текущему курсу). Сказать, что для нас это много — значит не сказать ничего. Но цены в этой стране везде такие, потому что уровень доходов там соответствующий.

Мы едем вперёд и проскакиваем все остановки. Для региональных поездов это нормально: в пригородной зоне каждому столбу кланяются только электрички. У нас в ней только две остановки: крупная станция в середине пути и на границе. Дальше мы следуем уже со всеми остановками.

Кстати, вокзалы такого типа, что на этом фото, встречались мне очень часто. Не факт, что именно той же самой конструкции, но внешне они все были весьма похожи. Но, в отличие от наших «коробок» на провинциальных станциях, это очень даже плюс.

Название первой остановки по-норвежски пишется Ski. А читается — нет, не «Ски». Это вы по-английски говорите. Я тоже так умею. А по-норвежски будет «Ши» — однако «sk» далеко не всегда читается как «ш» во всех словах. Не так-то всё просто в норвежском (и я в нём ни разу эксперт, даже не думайте).

В Ши от главной линии отходит ветка на восток, которая потом снова соединяется с основным ходом. О ней будет рассказано в следующей части, сейчас мы продолжаем ехать прямо.

Здесь же находятся тупики для электричек, возможно, тут есть и пункт технического обслуживания. По этой станции оборачивается примерно половина всех электричек, обращающихся на линии.

Следующая остановка нашего поезда — Мосс, граница пригородной зоны. Перед этой станцией два пути сходятся в один, и дальше линия продолжается как однопутная с двухпутными вставками.

После Мосса мы следуем уже со всеми остановками. Следующая — станция Рюгге, здесь находится небольшой аэропорт, из которого летают, в основном, лоукостеры. Формально аэропорт относится к Осло, но до города отсюда почти 100 километров. И ведь летают!

Обратите внимание на деревянный вокзал в Рюгге, почти такой же, как и тот, что я показывал до этого.

Последняя остановка перед Фредрикстадом — Роде (это не французское слово, ударение на первый слог).

Вокзал станции (фото сделано в другой день ранним утром):

Фредрикстад

А вот и Фредрикстад. Дальше будет больше фотографий перегонов и станций, так как ездили в ту сторону мы уже не на поезде, а на машине.

Вокзал во Фредрикстаде очень похож на вокзал в Моссе… на самом деле, вокзалы следующих двух станций тоже похожи друг на друга и на эти два вокзала. Все четыре вокзала похожи; вероятно, это можно объяснить тем, что строили их примерно в одно и то же время (а может быть, и проектировались они одним и тем же архитектором).

На станции вообще два пути, но карта показывает, что где-то в стороне есть ещё два-три — не знаю, используются они или нет, но в основном тут производятся только пассажирские операции.

Фото, данное выше, сделано со стороны 2-го пути, тогда как почти все поезда останавливаются на первом.

Можно видеть, что на табло указано, что ближайший поезд опаздывает почти на 20 минут. Связано это с тем, что утром был какой-то затык где-то в районе Ши, и поезда вообще не ходили. Потом проблему исправили, но график уже был нарушен (фото сделано на следующий день после прибытия в Норвегию).

На станции есть подземный переход и лифт. Лифт отличается тем, что дверь в него сделана как обычная (не отодвигающаяся), но открывается автоматически. Это я наблюдал со стороны, сам же я на лифте не ездил.

У вокзала есть небольшая пристройка — зал ожидания. Само здание вокзала занято, в основном, магазином Narvesen (если не считать служебные помещения).

«Have a nice day!» — говорит нам это объявление о режимое работы магазина.

А вот и поезд на Осло, которого все уже заждались:

Собрал весь народ и уехал:

С другой стороны вокзал тоже неплохо смотрится. Построен он в 1878 году. Двери в нём хоть и выглядят старыми, но открываются автоматически (в отличие от лифта, эти таки раздвигаются). В 1878 году никто не мог предположить, что потом так сделают 🙂

Линия уходит на Хальден. Интересно, что и в ту и в другую сторону от станции железная дорога сначала идёт на север. Это малость запутывает.

Перейдём к следующей станции…

Сарпсборг

Сарпсборг (по-норвежски читается как «Сашбор») — предпоследняя остановка большинства поездов маршрута R20. Город находится не очень далеко от Фредрикстада, вместе с ним он образует агломерацию, входящую в первую десятку самых крупных населённых пунктов Норвегии. Станция здесь посолиднее, чем во Фредрикстаде. В частности, путей здесь намного больше. Это вид в сторону Осло:

Это — в сторону Хальдена. Обратите внимание на вагоны с брёвнами — они двухосные.

Сколько же здесь путей? Я насчитал 8. Судя по карте, здесь должен быть ещё и поворотный круг, но я его не увидел.

Пассажиров на станции нет, и это неудивительно — ближайший поезд только через 50 минут. Кстати, обратите внимание на поезда в 11:25 и 11:26 — в это время происходит скрещение двух поездов, и только в этом случае используется путь №2, все остальные поезда идут по 1-му пути.

На станции есть контора CargoNet — грузового перевозчика:

Если приглядитесь, увидите на этом фото локомотив CargoNet. Это El 14, они строились в конце 60-х — начале 70-х. Используются по сей день, но только как грузовые.

Вокзал я снял, но получилось криво 🙁 извиняюсь

С этой станцией разобрались, двигаемся дальше.

Хальден

Это конечная станция, расположенная в небольшом городе рядом с границей со Швецией. Железная дорога, тем не менее, проходит ещё около 30 километров до того, как подходит к границе. Это связано с тем, что граница в этом месте как бы «выпирает» в сторону Швеции как раз примерно на такое расстояние. Линия железной дороги идёт дальше именно по этой области.

На станции уже стоит поезд на Осло:

Вид в сторону Швеции:

В другую сторону:

Здесь тоже много путей (примерно как в Сарпсборге), кроме того, станция, судя по всему, соединена с грузовым портом, может осуществляться перевалка грузов. Но это лишь предположение, грузовыми операциями я мало интересуюсь.

Такой экран, по-моему, есть абсолютно на всех станциях:

И табличку эту я тоже видел на каждом вокзале. «Приветствуем вас на станции, бла-бла-бла…» от Jernbaneverket — конторы, заведующей железнодорожной инфраструктурой.

Здание вокзала на фотографии получилось лучше, чем предыдущее 🙂

Если вы думаете, что на этом рассказ про это линию заканчивается, вы ошибаетесь. Дальше на линии есть ещё кое-что интересное.

Курншё (Kornsjø)

У поездов, следующих до Гётеборга, после Хальдена следующая остановка находится уже на территории Швеции. Но не стоит думать, что на том 30-километровом участке после Хальдена и до шведской границы вообще ничего нет. Там есть ещё несколько станций, на которых раньше останавливались поезда. Сейчас эти станции работают в основном как разъезды (не забываем, что линия однопутная). Нам удалось посетить лишь одну такую станцию, потому что из Хальдена мы поехали не по той дороге. Эта станция находится непосредственно перед норвежско-шведской границей и называется Kornsjø (что произносится примерно как «Курншё» с ударением на первый слог).

Железная дорога здесь то идёт параллельно автомобильной, то уходит от неё и проходит по высоким мостам где-то за деревьями.

Въезд в посёлок:

Раньше здесь останавливались все поезда, проводился таможенный контроль. Сейчас таможенный контроль проходит прямо в поезде, и остановка на приграничной станции отменена. Но станция всё ещё действует. Также здесь есть очень красивое здание вокзала.

Обратите внимание на надпись: «Fra Kristiania 169 Km.». Это расстояние от Осло, который раньше назывался не иначе как Кристиания.

Вид в сторону Хальдена:

В сторону Швеции:

Вагоны-платформы предназначены, вероятно, для контейнеров, а грузовая платформа — для их погрузки. Здесь ходят в основном контейнерные поезда.

На пассажирской платформе есть стенд, на котором раньше, видимо, было расписание. Сейчас там нет вообще ничего.

Это, скорее всего, служебное здание станции.

С другой стороны вокзал выглядит не менее красиво:

В общем, респект норвежцам, что сохранили такой красивый вокзал. Правда вот платформа засыпана снегом практически полностью, так что ходить там зимой не очень удобно.

Другие интересные места

В Сарпсборге мы проезжали по мосту, параллельно которому проходит железнодорожный мост. К сожалению, остановиться рядом не получилось — не нашли место для парковки.

А если бы нашли, то могли бы увидеть что-нибудь вроде этого:

Sarpsfossen
(источник картинки)

Здесь работает гидроэлектростанция, производящая 530 гигаватт-часов энергии каждый год. И никаких тебе табличек «Фотосъёмка запрещена». Наоборот, где-то рядом есть очень удобная точка обзора, специально для туристов. К сожалению, мы эту точки найти не смогли, так что, наверное, поедем туда летом.

Также я упоминал, что на этой линии неплохие виды на море из окна поезда, но самих видов не показал. Исправим этот недочёт. Вот такое, например, можно видеть в пригороде Осло:

Это — чуть дальше:

В Моссе моря почти не видно, потому что в этом месте находится большой остров, отделённый от берега узким проливом. Зато там есть внушительных размеров контейнерный терминал.

В Осло к этой линии вообще примыкает целая промышленная зона:

Также интересно, что в некоторых местах дорога проходит через скалы (прямо как Южно-Уральская). Без взрывных работ тут явно не обошлось.

Про эту линию я всё рассказал. В следующей части я расскажу про восточное ответвление, начинающееся на станции Ши.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *