Поездка 3-4 декабря: линия Козельск-Белёв и прочие

В начале декабря удалось выделить немного времени, чтобы провести ещё одну железнодорожно-автобусную поездку — скорее всего, последнюю в этом году. Казалось, что она займёт совсем немного времени, но по факту она получилась чуть ли не самой длинной из всех, которые когда-либо проводились, но с одной поправкой — только среди тех, где не было ночёвки в гостинице или у кого-нибудь на квартире. В этой категории эта поездка уступает только рыбинской. А ведь начиналось-то всё весьма тривиально…

Участок Козельск-Белёв, пересекающий границу Калужской и Тульской областей, когда-то являлся частью очень важной линии так называемой Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД). Про эту дорогу я уже немного рассказывал в отчёте о поездке, которая проводилась в мае прошлого года (из Тулы в Смоленск): там мы проехали по другому отрезку этой линии — от Козельска до Смоленска. Вообще-то, линия шла от Смоленска аж до Раненбурга (город Чаплыгин), что в Липецкой области, но напрямую между этими двумя станциями по линии теперь проехать не получится, во-первых — из-за отсутствия пассажирского сообщения на некоторых её участках, а во-вторых — из-за того, что довольно длинный кусок линии в Тульской области разобран.

Читайте про Рязано-Уральскую железную дорогу на Википедии, а конкретно про линию Смоленск-Раненбург — в сторонних источниках (например, здесь и здесь). Информация о пассажирском сообщении на линии, скорее всего, не актуальна.

Один из участков линии, Козельск-Белёв, сейчас фактически эквивалентен тупиковому ответвлению. По факту, линия продолжается дальше и пересекается с курским направлением на станции Горбачёво и даже доходит до станции Тёплое (а дальше начинается разобранный участок), но пассажирское движение там отсутствует полностью, про грузовое движение актуальных данных у меня нет. Железнодорожное сообщение Белёв — Тула отменено где-то в районе 2010 года, возможно и раньше. Пригородные поезда от станции Белёв следуют до станций Козельск, Сухиничи-узловые (место пересечения линии с киевским направлением) и Сухиничи-главные (на текущий момент — один непарный рейс, скорее всего следует дальше со сменой номера поезда до станции Фаянсовая).

Поезда из Сухиничей до Белёва идут утром и вечером. Понятно, что вечерним ехать не стоило, иначе потом пришлось бы ночевать в Белёве. Поездами из Белёва тоже не очень хотелось пользоваться, потому что неизвестно, когда идут автобусы в Белёв из, например, Тулы. Оставался один вариант — утренний рейс из Сухиничей. Но попасть на него из Москвы весьма трудно. Рассматривались два варианта — с ночёвкой на вокзале Калуга-1 и последующим утренним выездом в Сухиничи, либо поездом до Брянска с прибытием ранним утром и потом электричкой до Сухиничей. Ночевать одному в Калуге мне не хотелось, а дедушка поехать не смог, так что пришлось выбирать менее оптимальный вариант…

Если вы не любите читать, то можете нажать сюда и смотреть картинки. В противном случае нажимайте на ссылку ниже…

За возможность реализации оптимального варианта благодарности выражаются Украинским железным дорогам — ни один другой поезд, кроме 23-го одесского, не смог бы доставить меня в Брянск так рано, чтобы можно было успеть на пересадку.

Тем не менее, прибывал поезд, возможно, даже слишком рано — в 3 часа ночи, да ещё и на другой вокзал. В Брянске два основных вокзала — это Брянск-1 (Орловский) и Брянск-2 (Льговский), при этом на главном ходу киевского направления находится Брянск-2, а Брянск-1 стоит где-то в стороне. Не все российско-украинские поезда заходят в Брянск-1, поскольку для этого надо либо менять направление движения перед выездом обратно, либо тратить дополнительное время на заход в Брянск-1 с нужной стороны. Брянский железнодорожный узел — это вообще отдельная тема, достойная отчёта примерно того же объёма, что вы сейчас читаете, и я не буду тратить на это лишнее время. Важно только то, что поезд на Брянск-1 не заходил, но электричка на Сухиничи, что в 4:55, отправлялась именно с Брянска-1. Почти что двухчасовой перерыв давал хороший запас времени — можно было хоть пешком идти, но понятно, что ночью этого делать не стоило. Итак, заказав заранее такси, я сел на 23-й поезд на Киевском вокзале.

И сразу заметил интересную вещь: несмотря на «украинскость» поезда, украинской речи я не услышал вообще. Может, проводники так обучены, что на территории России говорят всегда по-русски, а как поезд пересекает границу, сразу переходят на «мову»? Возможно и так, но узнать об этом мне не довелось. Гражданам РФ, следующим через границу, выдавали миграционные карты. Кстати, напомню, что с этого года (не помню, с какого месяца) попасть на Украину можно только по заграничному паспорту, внутренние паспорта уже не принимаются.

В Сухиничах по вагону стали ходить какие-то нехорошие товарищи, предлагавшие обменять рубли на гривны. Я бы на месте пассажиров пожаловался бы на них проводнику как максимум, а как минимум — не стал бы пользоваться их услугами и даже предостерёг бы попутчиков — думаю, вероятность попасть на фальшивомонетчика весьма высока. Но поскольку почти все пассажиры спали (и я тоже пытался как-то поспать), я не слышал, чтобы кто-то проявил к «менялам» интерес. На платформу в Сухиничах я не выходил и слез с верхней полки где-то за час до прибытия в Брянск, когда внезапно заметил, что место подо мной в Сухиничах освободилось.

В Брянске вместе со мной вышло, наверное, человек десять-пятнадцать. Посчитав количество вагонов в поезде, я, стараясь не привлекать внимание, быстро прошёл через довольно маленькое и простое здание вокзала, сел в такси и через двадцать минут оказался на площади перед «первым Брянском». Немного постоял в кассовом зале, зарядив при этом телефон и протестировав автоматы с едой и напитками.

Кассовый зал находится в здании, пристроенном к основному вокзальному комплексу в позднесоветское время. Зал ожидания я нашёл не сразу, он находится именно в основном здании, но когда я туда пошёл, уже оставалось мало времени до отправления электрички, поэтому я даже не стал туда заходить, а сразу вышел на платформу. С платформы хорошо видно как главное здание, так и пристройку (слева).

Электрички уже стояли на исходных позициях. Как выяснилось, нужная — в центре; если я правильно помню, это была ЭД9Т-0003. Справа, по-моему, ЭД9М-0222, а слева — неизвестная ЭД9М.

Вид в сторону киевского направления — можно поехать вперёд и потом направо на Брянск-2, или налево на Сухиничи.

Самые левые (если смотреть в том же направлении, что и на предыдущем фото) платформы — это зона таможенного контроля:

Не все поезда проверяют здесь, потому что есть ещё станция Суземка, которая находится уже непосредственно перед границей с Украиной. Многие поезда проходят досмотр там, а не в Брянске. Перед отправлением электрички к одной из тех платформ подошёл украинский поезд, я стал проверять расписание и… не нашёл его там. Вполне возможно, что у некоторых поездов остановки для пограничного и таможенного контроля значатся как технические.

В первом вагоне электрички всю дорогу на меня смотрел грозный железнодорожник с плаката, напоминающего об уголовной ответственности за хищение рельсов. «Украл — сядешь! Железно!»

Схема брянского узла в низком качестве. Уже понятно, что рассказывать про этот узел можно очень долго.

В первом вагоне также ехала женщина-кондуктор, которая вышла на станции Судимир, где на одном из соседних путей готовился к отправлению электропоезд Судимир — Брянск-1. В этот поезд она и пошла. А нам, наверное, можно было ехать дальше бесплатно. В основном народ начал подтягиваться именно ближе к концу пути, на подъезде к Сухиничам, но вы сами понимаете, что в такое время даже 4 вагона заполнить невозможно.

В Сухиничах электричка прибыла к какой-то дальней платформе, откуда надо было ещё топать до вокзала метров 200-300. Да, надо ведь было проехать ещё одну остановку в сторону Москвы, до Сухиничей-Узловых, которые уже под постоянным током и электричкой из Брянска напрямую туда не добраться. Впереди я увидел медленно подползающий к платформе электропоезд из Калуги — тот самый, на который я мог бы сесть утром в Калуге и доехать до Сухиничей-Узловых, если бы я выбрал вариант с ночёвкой на вокзале. Я даже успел купить в кассе билет и быстро снять здание вокзала перед посадкой.

Электропоездом оказался ЭР2Т-7140, причём в нём было явно более грязно, чем в брянском ЭД9Т, где были даже урны для мусора (прямо сенсация какая-то). Впрочем, неважно, на чём ехать одну остановку, хоть на дрезине — главное доехать и доехать вовремя.

А на Белёв уже ждал… РА1.

Я читал, что по этому маршруту ходят АЧ2, но почему-то в этот раз маршрут обслуживал РА1-0047 приписки депо Смоленск. Возможно, эта машина бегает также по линии Смоленск — Спас-Деменск — Сухиничи, но по расписанию это сказать сложно. В этом регионе большинство рейсов на однопутных тепловозных линиях не являются симметричными, поскольку линии связаны друг с другом в нескольких местах (кстати, я далеко не везде там ездил), и вычисление последовательности рейсов, выполняющейся одним составом, является нетривиальной задачей.

В этом РА1 ехали в основном железнодорожники — да и то не слишком много. Вы видите на этой фотографии кого-нибудь? И я не вижу, а они есть… но на самом деле, не на фотографии, а сзади. Вагон РА1 разделён на две половины небольшим сужением в салоне (скорее всего, там находится какое-то оборудование).

Все окна закрыты на зиму. Открыть их можно трёхгранным ключом, если он, конечно, есть в наличии, но я не думаю, что кто-то будет этому рад.

Пытаюсь снимать заброшенный вокзал на каком-то о.п. перед Козельском:

Пытаюсь снимать рассвет — за деревьями плохо видно:

Прибыли в Козельск. По участку линии от Сухиничей до Козельска (ну, точнее, в обратном направлении) я уже ездил в мае 2014-го.

На самом деле, ездил я даже дальше — от Козельска до точки, где пути расходятся, ещё несколько километров. В этом месте линия проходит непосредственно через город Козельск. На фото местность рядом с остановочным пунктом «Козельск-город (326 км)».

После этого железная дорога пересекает реку Жиздра — приток Оки:

В этом месте река делает несколько крутых поворотов, выглядит это довольно красиво, даже зимой.

И тут вагон РА1 сворачивает вправо. Слева остаётся линия на Тулу. Информацию о том, когда она была построена, найти не удалось — кое-где проскакивало, что в годы войны, но так ли это на самом деле, мне неведомо.

Эта станция носит странное название Тупик — но никакого тупика здесь никогда не было. Основная пассажирская платформа, которая сейчас если и используется, то только служебными поездами, тоже осталась где-то слева. Мы прибываем на платформу белёвского направления, которая как раз и находится на исторической линии РУЖД. Табличка в фирменном стиле РЖД здесь смотрится очень странно, тем более что на всём участке это оказалась единственная табличка в таком стиле.

Цивилизация заканчивается мгновенно, на пути попадаются лишь редкие домики возле полузабытых остановочных пунктов. Единственная станция Слаговищи на данном участке находится довольно близко к Козельску, дальше в сторону Белёва — очень длинный многокилометровый перегон без каких-либо раздельных пунктов.

В Слаговищах есть даже здание вокзала, поддерживаемое (по крайней мере снаружи) в приличном состоянии — но почти наверняка оно либо закрыто, либо используется только железнодорожниками.

На платформе «311 км» табличка явно давно не обновлялась — но, может, это и к лучшему? Ведь наверняка влепят такую же красно-серую, как и в Тупике.

А вот расписание тут явно недавнее.

Одинокая женщина, вышедшая из вагона РА1, аккуратно пробирается куда-то по заснеженной тропинке (или просто по снегу).

К слову, один в вагоне я не оказывался ни на одном участке маршрута, но почти все пассажиры вышли в Козельске и на остановках между Козельском и Слаговищами (включительно). Кондуктора не было.

Остановочный пункт Киреевская интересен тем, что на нём сохранилось здание вокзала времён РУЖД. Аналогичные вокзалы есть на некоторых станциях павелецкого направления, например в Узуново, и ещё на участке Белёв — Горбачёво и даже далее до Тёплого.

Вообще, даже удивительно, что присутствуют таблички с названиями остановок — обычно на таких линиях есть только короткие платформы на один вагон, а иногда даже платформ нет, а есть только знак «Остановка локомотива» или «Остановка первого вагона».

Поезд здесь едет довольно долго и медленно, но не так медленно, как, например, на линии Кривандино — Рязановка, хотя причина всё та же — плохие рельсы. При этом от Сухиничей до Козельска РА1 едет очень шустро. Интересные вещи начинаются, когда на станции Тупик он сворачивает в сторону Белёва.

Кстати, вон и сам Белёв — за окном уже можно видеть различные домики, появляются дополнительные станционные и подъездные пути.

Поезд встречает станционная собачка:

Но она, видимо, не очень хорошо выбрала место, потому что сам вокзал находится дальше. Вон он, только показался за окном:

Создаётся впечатление, что когда-то это была очень оживлённая и загруженная станция, а теперь о былом величии напоминают только рельсы, на которых не стоит ни одного вагона. Несмотря на это, вокзал поддерживается в хорошем состоянии как внутри, так и снаружи — кроме этого, он ещё и работает, работает даже касса!

В кассе я попросил продать мне какой-нибудь билет, поскольку кондуктор наш поезд так и не посетил. Эти поезда уже отменяли, но через несколько дней вернули (то ли по указке Путина, то ли ещё из-за чего — тут я, к сожалению, не в курсе) — не очень хочется, чтобы их отменили ещё раз, возможно уже насовсем, из-за того, что все ездят бесплатно. Понятно, что один билет мало что изменит… но всё же, я считаю, что поезда должны продолжать ходить и выражаю таким образом своё мнение.

Рядом с вокзалом на вечной стоянке в качестве памятника установлен паровоз Эм-725-18. Кстати, здесь когда-то было паровозное депо.

А РА1-0047 встал на временную стоянку, обратно он отправится через 7 часов.

На этом закончилась железнодорожная часть поездки и началась автобусная. Точнее, началась она пару часов спустя после того, как я приехал в Белёв, потому что автобуса на Тулу надо было ещё дождаться (на Москву он был вообще в 15 с чем-то часов, так что его я ждать не стал, решил ехать через Тулу). Пока же это время можно было убить, прогулявшись до автостанции. На карте были указаны две автостанции, одна — ближе к вокзалу, другая — чуть дальше. Но даже ближняя автостанция находилась не так близко от вокзала, идти надо было прилично. Сам вокзал расположен на окраине города. А эта фотография сделана уже ближе к центру.

Не хочу никого оскорбить, но просто констатирую факт: город Белёв является типичной провинциальной дырой. Тем не менее, ходить здесь даже немного приятно (возможно, ещё приятнее летом), если сделать поправку на крайне скользкие тротуары — упасть я не упал, но поскальзывался не менее пяти раз за весь путь.

Близкий удобный магазин находится недалеко от первой автостанции.

Когда я пришёл на точку, которая отображалась на карте как автостанция, я не обнаружил там ничего, кроме небольшой автобусной остановки и закрытого киоска (возможно, по продаже билетов). Решив, что эта автостанция не является основной, я решил пойти к следующей. Как оказалось, автобусы на Тулу и Москву отправляются именно с первой автостанции — но они проходят и вторую автостанцию тоже. Когда это выяснилось, мне уже было лень возвращаться, к тому же, свободные места в автобусе всё равно нашлись. Однако я забегаю вперёд: по пути ко второй автостанции мне встретилось кое-что интересное.

Во-первых, внезапный крутой спуск, никак не отмеченный на карте. Это кратчайший маршрут от одной автостанции к другой.

Во-вторых, интересного вида кошка с оранжевыми глазами — чья-то домашняя, поскольку я проходил как раз мимо одного дома, а кошка увязалась за мной. Местная жительница позвала кошку обратно в дом, а я решил не задерживаясь пойти дальше.

Ну и в третьих — один из самых интересных моментов в ходе поездки и, возможно, вообще в моей практике. Трикотаж, короче.

Коты сидели на табуретке около палатки и, видимо, чего-то ждали. При попытке погладить одного из них (того, который слева), котёнок, сидевший посередине, спрыгнул, а рыжий кот посмотрел на меня с неодобрением. Кот, которого я решил погладить, против меня ничего не имел. Потом я отошёл, и три кота вернулись в исходное состояние. Вот это называется устойчивой системой 🙂

Дальше я снова вышел на главную улицу: тут начинается затяжной спуск, и где-то впереди видна вторая автостанция.

Мост пересекает узкую речку, которая, кстати, тоже является притоком Оки. Сама Ока течёт где-то слева от моста, за деревьями, и непосредственно к ней я не выходил.

А вот и вторая автостанция. Здесь есть здание автовокзала, в котором мне, правда, отказались продавать билет до Тулы. Сказали, что билеты только у водителя и вообще автобус сюда не заезжает, а останавливается на остановке, которая у дороги.

Сама остановка, как и место, откуда я пришёл, видны в левой части кадра. На остановке я и провёл оставшиеся 40 минут в Белёве.

Кстати, здание автовокзала внутри выглядит очень старым. Например, вот эти конструкции, судя по всему, являются какими-то котлами или печами, наверное, для обогрева, хотя вряд ли они сейчас используются. Раньше они наверняка были нужны.

Противоположная остановка тоже в основном пустовала. Пару раз прошёл внутригородской автобус без номера, потом приехал микроавтобус из Тулы. Я думал, что обратно пойдёт он же, но оказалось иначе. Приехал большой и довольно комфортный автобус «King Long».

Вот так он выглядит изнутри, это фото с одного из последних мест. Автобус жутко трясло почти всё время, видимо, из-за неудовлетворительного качества дорог.

Также мы переехали линию Белёв — Арсеньево — Горбачёво, на фото линия идёт на Арсеньево. Невозможно точно сказать, ходит ли сейчас по ней что-то или нет.

Река Упа после поворота на Одоев:

Автодорога М2 на Орёл рядом с Тулой:

Курское направление в сторону Орла:

Знак «Рубеж обороны Тулы в 1941 году»:

На электричке в Москву ехать не планировалось, поскольку в таком случае не осталось бы времени пообедать. Как-то нехорошо не воспользоваться случаем, если прямо рядом с автовокзалом есть «Макдоналдс».

Сам автовокзал явно стал лучше выглядеть по сравнению с зимой 2014-го года:

Мемориальный комплекс на площади, судя по всему, не изменился.

В Москву мы поехали на «автобусе», который виден на следующей фотографии справа на переднем плане (полностью в кадре).

Официально это автобус, но я бы это назвал шайтан-маршруткой. Да ещё и билеты на него берутся по паспорту (а на промежуточной остановке можно сесть просто так). Сравните эту машину с автобусом из Белёва, который виден на фото слева (рядом с ним три человека):

Тем не менее, маршрутка выгодно отличается от электрички тем, что гонит по дороге М2 со скоростью 120 километров в час без остановок (если не считать 5-минутной стоянки где-то под Серпуховом на перекур). Мы могли бы даже обогнать электричку, которая уехала на час раньше, если бы не начались интересные вещи после сворачивания на МКАД (ну а как же, вечер пятницы всё-таки). В результате, всего мы ехали где-то 3 часа до метро Красногвардейская, тогда как электричка идёт 3.5 часа до самого центра Москвы. Потом оставалась самая малость — проехать всю зелёную линию метро до Речного вокзала, но это уже можно не считать частью поездки. А можно и считать — в этом случае её суммарная длительность равняется почти точно 24 часам. Так что не очень уж и быстро получилось. Для последней поездки в 2015 году — самое то.

11.12.2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *