Машина времени: заезд 8 августа

В августе, между поездкой в Челябинск и поездкой в Санкт-Петербург, проводился ещё один заезд, информация о котором ещё не выкладывалась.

Основной целью заезда была поездка по железнодорожной линии РыбноеУзуново. Эта линия проходит по малонаселённым районам, пересекая границы Московской и Рязанской областей несколько раз. По пути следования там можно полюбоваться довольно красивыми видами из окна электрички.

Ещё одной целью заезда стал участок большого кольца МЖД от станции Михнево до станции Яганово. Завершая заезд, мы хотели проехать по кольцу намного дальше, до Куровской, но из-за задержки электропоезда решили не испытывать судьбу и выйти в Воскресенске.

Хотите узнать больше? Давайте включим машину времени и переместимся примерно на два месяца назад…

Background

Линия Узуново – Рыбное изначально планировалась как двухпутная. По факту она является однопутной линией с разъездами, хотя практически везде насыпь под второй путь присутствует. Задел под двухпутность также можно наблюдать при съезде со ст. Рыбное, на которой, как и на всём рязанском направлении, установлено левостороннее движение. Два ответвляющихся пути пересекаются на разных уровнях, переключая таким образом движение на правостороннее… а затем сходятся в один. На линии расположена одна станция – Макеево-Московское – и четыре двухпутных разъезда, два из которых имеют намного большую длину, чем среднестатистический поезд.

По линии проходит три пары электропоездов сообщением Рязань-1 – Узуново и обратно. Кроме них, через линию проходит несколько поездов дальнего следования (без остановок), наиболее известным из которых (для меня) является поезд Санкт-Петербург – Самара.

Цели заезда

В первой части мы должны были проехать по линии от ст. Рыбное до ст. Узуново. Это было основной и наиболее значимой целью этой поездки. Во второй части я вспомнил про ещё одну вещь – мы ещё не ездили по участку большого кольца от станции Михнево до станции Яганово. Поскольку Узуново и Михнево находились на одной и той же линии (Павелецкое направление), было решено проехать ещё и по вышеуказанному участку. Для этого мы решили использовать электричку от Михнево до Куровской, чтобы возвращаться обратно не по тому же направлению, по которому мы выезжали, но из-за очень большого незапланированного опоздания электропоезда мы доехали только до Воскресенска, если бы мы поехали дальше, мы могли бы не успеть вернуться в Москву из Куровской.

Фотографии с заезда загружены в фотогалерею сайта, их можно найти здесь. В текст также вставлены некоторые (но не все) фотографии из этого альбома.

Также можно посмотреть карты:

Are you ready to go?

Часть I

Прежде чем ехать из Рязани в Узуново, надо было уехать в Рязань из Москвы. Мы уже ездили из Москвы в Рязань, но теперь надо было ехать в противоположном направлении, что добавляло некоторое разнообразие. К тому же в этот раз вместо двух электричек с пересадкой можно было воспользоваться одной.

Мы прибыли на Казанский вокзал очень рано, примерно за полтора часа до отправления нашего электропоезда. Памятуя о том, как мы пересаживались в Черустях, я специально решил приезжать с очень большим запасом времени, на случай, если может произойти что-то подобное. Постояв немного на вокзале и понаблюдав за циклом оборота электропоездов, выгружавших очень много пассажиров (все ехали на работу), мы, наконец, увидели, как прибывает электропоезд «Рязань-1 – Москва». Он прибыл примерно за час до отправления обратно, но после выхода кучи народа из вагонов в них почти никто не зашёл. О времени отправления и пути, с которого отправится поезд, ещё не объявляли. Тем не менее, мы спросили у рядом стоящих пассажиров о том, действительно ли этот поезд пойдёт на Рязань, и получили утвердительный ответ. Перед тем, как занять места в каком-то вагоне посередине, я обратил внимание, что электропоезд был не простой, а именной:

Через окно вагона мы увидели отправление электрички на Черусти, на которой мы уезжали 18 июля. Пассажиров там было намного больше, чем здесь. Видимо, потом опять побегут пересаживаться, как приедут на конечную…

Через несколько минут в вагоне прозвучало объявление:

«Уважаемые пассажиры! Электропоезд следует до станции Рязань-первая, со всеми остановками, кроме…»

Тут автоинформатор стал перечислять такой большой список пропускаемых остановок, что я подумал, что лучше было бы перечислить те, на которых остановки есть. Впрочем, вряд ли такой список был бы меньше – различных остановочных пунктов и станций на рязанском ходу полно.

В конце концов, мы выехали с Казанского вокзала. Вагон к этому времени не заполнился даже на четверть. Некоторые пассажиры вошли в Выхино, некоторые другие – чуть дальше. Обстановка была спокойной, никаких давок, забитых салонов и тамбуров.

Проезжая Воскресенск, я увидел много грузовых составов, стоявших на станционных путях и съездах, соединяющих главный ход с кольцом. «Опять пробки… ничего, пронесёт» – подумал я о том, как мы будем проезжать это место в конце заезда.

Переехав мост через Оку после Голутвина, электропоезд начал понемногу отставать от графика. На какой-то из станций после Луховиц (кажется, Фруктовой) поезд перешёл на дополнительный станционный путь и пропустил встречный пассажирский поезд. Разъехавшись потом с ещё одним поездом, через некоторое время наш электропоезд двинулся в сторону Рыбного по неправильному пути.

Мы проехали под мостом, являющимся частью развязки с линией на Узуново. Слева и справа появились грузовые составы, а мы проезжали по единственному свободному здесь пути между ними. Наконец, электричка повернула влево, и я увидел там пассажирскую платформу… но она была не у нашего пути, а где-то через два или три от него. Электропоезд остановился прямо на стрелке и произвёл посадку и высадку пассажиров, которые, судя по всему, не удивлялись происходящему.

Далее электропоезд прошёл мимо моторвагонного депо. Это был участок депо Раменское, эксплуатирующий электропоезда, работающие в рязанском регионе. Судя по всему, оно обслуживало также составы на переменном токе, поскольку я увидел тут электричку с круглой кабиной, уже знакомой мне по заезду 5 июля.

Далее – пункт смены локомотивов. Поскольку Рыбное – станция стыкования родов тока для грузовых поездов, все грузовые поезда меняют здесь локомотив при следовании в сторону Ряжска. Эти поезда проходят по специальной обходной линии, идущей по окраине Рязани мимо станций Рязань-1 и Рязань-2. Также здесь, судя по всему, расположен пункт оборота локомотивов, приходящих со стороны Самары. Да что там Самара – на некоторых электровозах я разглядел надписи, свидетельствующие о их приписке к таким депо как Уфа и даже Златоуст… Это была своего рода аллюзия на предыдущий заезд.

На грузовом обходе, на подъезде к станции, стоял какой-то поезд под локомотивом ВЛ80. Видимо, станция в данный момент была перегружена и не могла принять поезда до обработки тех, что уже стояли на ней.

Электропоезд выехал со станции и поехал по путям, странным образом пересекающимся друг с другом (кто хочет, может вникнуть здесь). Ещё 15 минут – и мы прибыли на ст. Рязань-1 с небольшим опозданием.

Здесь у боковой платформы стояла электричка с табличкой «Кустарёвка», которая вскоре уехала дальше. У одной из низких островных платформ стоял ЭР2-1154 с маршрутным указателем «Узуново» – вот этот поезд и был нам нужен.

(Крайний справа электропоезд – тот, на котором мы приехали. Кстати, сейчас ЭР2-1154 списан и отправлен на порезку на металлолом.)

Снаружи вагоны казались пустыми, поэтому мы не торопились: зашли в вокзал, купили в кассе билеты, немного посидели в зале ожидания и пошли на посадку.

Это был старый электропоезд с жёсткими деревянными сидениями, очень похожий на тот, на которым мы ехали из Рязани в Голутвин, если не тот же самый (вагон, в который мы сели, был именно от ЭР2-1330). Почти все места были свободны.

Электричка отправилась от Рязани-1 точно по расписанию. Теперь мы проезжали те же самые остановки, через которые мы только что ехали до Рязани. Это продолжалось недолго: после станции Рыбное поезд свернул влево и перешёл на однопутную линию, идущую на Узуново.

Остановки здесь были оформлены в стиле Павелецкого направления: такие же таблички с надписями зелёным шрифтом на жёлтом фоне и стрелками с указателями ближайших крупных станций. Правда вот названия станций кто-то вырезал.

Как я уже говорил во введении, здесь было на что смотреть. Одними платформами сыт не будешь.

А вот и начало первого длинного разъезда.

Ещё пейзаж за окном:

На этом разъезде электропоезд начал тормозить, в конце концов снизив скорость до минимальной. Я выглянул из окна: впереди горел красный свет. Поезд встал. Впереди навстречу шёл другой поезд.

«Чёрт. Сколько мы ещё тут будем стоять? На пересадку не так уж и много времени…»

Внезапно послышался гудок, и на соседний путь въехал грузовой состав. Сразу же после того, как его последний вагон промелькнул за окном, стоявший до этого неподвижно электропоезд завёл двигатели и так резко рванул вперёд, что я чуть не выронил из рук камеру. Видимо, надо было нагнать опоздание, чтобы не застрять ещё где-нибудь. Сокращению отставания способствовало и отсутствие большого количества пассажиров на остановках.

А вот и Макеево, единственная станция на линии. Здесь стоял ещё один грузовой поезд: в этот раз, видимо, пропускали уже нас.

Зал ожидания? Не смешите…

Станция закончилась так же быстро, как и началась. Она была не такой уж и большой.

Помимо лесов и полей здесь также присутствовали и водоёмы:

На ходу не всегда удавалось сфокусироваться:

Платформа 35 км – одна из немногих высоких платформ на линии. Но короткая.

А вот здесь сфокусироваться получилось. На мой взгляд, это одна из лучших фотографий с заезда.

На какой такой «Рыбч»? 🙂

Верейкино – длинная низкая платформа:

Эти места не столь безлюдны, как кажутся. По дороге внизу явно кто-то ездил…

Вот это тоже хорошая фотография:

Жоково – ещё одна длинная платформа. Как всегда – пустота… только какая-то одинокая бабушка вышла здесь.

А вот и начало следующего разъезда – 24-го километра. Этот разъезд относительно короткий.

Служебное здание, скорее всего, не действует, но там может располагаться оборудование для управления стрелками.

Больше красивых видов из окна:

Очередной «километр» пустует, но рядом видно какие-то домики:

В этом месте рядом с железной дорогой располагается тяговая подстанция, соединённая (или уже не соединённая) с основной линией подъездными путями. Оборудование ПС стоит на рельсах. Видимо, его сюда так и везли. Кстати, когда мы ездили в Санкт-Петербург, я видел несколько подстанций на главном ходу, пути от которых уходили в никуда, обрываясь за воротами через несколько метров.

18-й километр и служебное здание рядом с ним:

Это река Осётр, на которой расположены города Зарайск и Серебряные Пруды:

Название этого остановочного пункта читается с ударением на третий слог. Эту платформу надо добавить в список остановок с прикольными названиями.

А за окном…

А впереди – разъезд 12-го километра. Служебное здание здесь явно в более хорошем состоянии, чем те, которые попадались до этого.

Здесь мы поехали по левому пути – по правому пошёл ещё один встречный поезд. В этот раз мы практически не стояли.

На полях работала сельскохозяйственная техника. Что именно делали эти машины? Это хороший вопрос, я в этом не разбираюсь.

Ещё одна низкая платформа, последняя перед Узуново. Буква «Ё» в шрифте табличек, видимо, отсутствует – автоинформатор произносил название именно как «Клёмово».

Ещё один пруд:

Электропоезд стал заворачивать вправо. Я смог увидеть в окне линию главного хода, по которой мы больше месяца назад ехали на Павелец.

Впереди – территория станции. Линии начинают ветвиться.

На последней стрелке электричка свернула вправо и остановилась у третьей платформы. Приехали.

Часть II

На пешеходном мосту стоял полицейский, поэтому фотографировать здесь я не стал – ещё задержат до выяснения обстоятельств, так можно и опоздать. Низкая платформа, принимающая поезда дальнего следования, пустовала, ларёк был закрыт. На боковой платформе у вокзала стоял электропоезд ЭД4М-0426, который через 15 минут должен был отправиться на Москву. Мы взяли в кассе билеты до Михнево и заняли места в вагоне, который тоже оказался почти пустым.

Часть пешеходного моста и низкой платформы я сфотографировал через окно вагона. Но самым интересным было не это…

…а электровозы переменного тока, стоявшие на путях отстоя локомотивов. В прошлый раз я их не снимал. Эти электровозы были приписаны к различным депо Северо-Кавказской железной дороги. Они стояли за платформами, поэтому фотографировать пришлось уже на ходу.

Электровозы постоянного тока тоже были. Слева – ЧС2К:

Электричка делала десятиминутную стоянку в Ожерелье, в течение которой я сфотографировал вокзал. Он был очень похож на другие вокзалы на станциях Павелецкого направления. Кстати, по этой станции останавливается много поездов дальнего следования. Почти все эти поезда из Москвы идут не на Узуново, а на Узловую, поэтому меняют локомотив на тепловоз (линия на Узловую не электрифицирована). Кстати, по этой линии я так и не поездил – расписание не позволяет составить хороший маршрут, а автобусам я не очень доверяю в плане выполнения графика.

Линия Рыбное – Узуново есть на схеме, висящей в тамбуре электрички. Не все остановки, указанные на схеме, действуют.

На жёлтом круге на стекле двери тамбура кто-то нарисовал прикольный смайлик:

Что ж, немного позитива никогда не помешает. Вот уже знакомые нам Кашира, Ступино, Жилёво… Всё. На следующей нам выходить.

Электропоезд уехал дальше на Москву:

До следующей электрички было много времени, поэтому можно было походить рядом со станцией, а также зайти в магазин и купить бутылку воды. Билеты до Куровской в кассе не продавали – сказали, что их будут продавать в поезде. Что ж, поедем без билетов – на самом деле, кассиры-контролёры на этом участке кольца не ходят.

Вот уже знакомая мне привокзальная площадь. До этого я был тут уже два раза: в первый раз мы прибыли сюда со стороны Столбовой, а во второй раз, наоборот, отправились на Столбовую.

Вид на основные платформы станции с пешеходного моста:

С другого ракурса:

Здесь была ещё низкая платформа. Она находилась в стороне от остальных. Судя по тому, что на ней никого не было, электропоезд на Куровскую должен был отправиться точно не от неё.

Со стороны Столбовой на станцию въехал электропоезд. Он подъехал к высокой островной платформе и высадил всех пассажиров. По объявлениям можно было понять, что именно он и отправится на Куровскую.

Как всегда, вагоны были почти пусты. Последний взгляд на платформы, а потом – вперёд.

8 августа 2012 года мы приехали сюда со стороны Куровской через Жилёво. Электричка после Воскресенска доехала до станции Яганово, где повернула на однопутную линию, выходящую на Жилёво. Электропоезд, на котором мы ехали сейчас, сворачивал на Яганово сразу после Михнево и ехал по другой линии, проходящей через Малино. Далее он должен был пойти на Воскресенск и Куровскую тем же путём.

По обустройству и длине платформ этот участок можно было сравнить к линией Рыбное – Узуново, но с некоторыми исключениями. Кое-где на низких платформах остались навесы – на той линии их не было.

По части красивых видов из окна линия не уступала рыбновско-узуновской, но не везде.

Здесь, на кольце, располагалось много промышленных предприятий, соединённых со станциями кольца подъездными путями. Очень много предприятий располагалось в Воскресенске, куда мы и направлялись.

А вот и станция Малино. Здесь вышли почти все пассажиры, коих и так было немного. В вагоне, кроме нас, осталось около трёх человек.

Кстати, станцию Малино не стоит путать с остановочным пунктом Малино, расположенным на главном ходу ОЖД.

Ещё один завод в районе Малино:

Платформа 341 км – низкая длинная, тоже с навесом. Кстати, здесь, в отличие от остановок на линии Рыбное – Узуново повесили новые таблички с летним расписанием.

Кстати, если кто не в курсе, километры здесь считаются от Александрова против часовой стрелки.

На въезде в Яганово электропоезд переехал по мосту однопутную линию, идущую от ст. Жилёво. В отличие от неё, участок Михнево – Яганово имеет два пути.

Станция Яганово:

Здесь расположен небольшой посёлок, в котором даже есть многоэтажные дома. Кстати, неплохо было бы сюда съездить как-нибудь – до этой станции ходят прямые электропоезда с Павелецкого вокзала.

Едем дальше. Здесь много коттеджных и дачных посёлков:

Платформа со странным названием «Лютик» расположена прямо перед переездом.

Мякинино (не путать со станцией метро в Москве) – один из немногих на участке остановочных пунктов с островной платформой. В основном такие платформы здесь только на станциях.

Платформа Шубатово:

Пока мы ещё далеко от промзоны Воскресенска, за окном всё спокойно. Солнце потихоньку подходит к горизонту…

Ещё остановка с прикольным названием – Лесные Дары. Табличку с расписанием здесь тоже обновили, да. Кстати, не видите? Впереди зелёный свет… пока что.

Поворот влево:

Мдя, в вагоне, походу, никого не осталось…

Рядом с железной дорогой – пруды. Это пруды рыбхоза «Осёнка», рядом с которым располагается одноимённая остановка.

Река Северка. Впадает в Москву.

Внезапный встречный грузовой состав со стороны ст. Непецино:

Вот и сама станция. Здесь вошло несколько пассажиров, большинству из которых надо было ехать до Воскресенска.

За окном по-прежнему всё спокойно, но до Воскресенска уже всего около десятка километров.

Эта автомагистраль – Новорязанское шоссе.

Ни за что не угадаешь, что это за остановка, если смотреть в сторону, где табличка испортилась. Зато вот с другой стороны она ещё в хорошем состоянии.

Ратмирово:

Природные пейзажи закончились. Начались промышленные пейзажи – электропоезд въехал на окраину воскресенской промзоны.

Путь дальше лежал через Неверовский мост, пересекающий реку Москву. На мосту разрешено движение пешеходов, но запрещено автомобильное движение.

Вот вид на конструкцию моста из окна вагона:

На этом месте электричка, идущая почти минута в минуту по графику, остановилась, так и не проехав мост до конца. Впереди был закрыт светофор, и сколько мы должны были стоять, не знал даже сам машинист, которого за пять минут стоянки успели спросить об этом несколько раз. Через некоторое время он объявил:

«Стоянка электропоезда будет приблизительно 30 минут.»

Всё. До Куровской уже не доехать. Выходить в Воскресенске? Придётся так и сделать, потому что в случае такой задержки последний поезд из Куровской может уйти у нас из-под носа. Я посмотрел расписание на телефоне – через Воскресенск проходило много поездов из Голутвина, поэтому потенциально никаких критических ситуаций возникнуть не могло. Что ж, основную задачу мы и так выполнили.

Пока электропоезд стоял, можно было сделать несколько фотографий. Здесь уже была промышленная зона, повсюду виднелись какие-то трубы и другие индустриальные сооружения.

Хм… ещё один диспетчерский пункт?

Впереди – тихо. Где же эти поезда…

Я высунулся из окна и стал смотреть то влево, то вправо. Никого… лишь иногда по автомобильной дороге внизу проезжали какие-то машины.

Вагон вдруг дёрнулся и пришёл в движение. Наконец-то. Впереди ещё было несколько интересных мест, которые можно было снять.

Этот огромный завод соединяется с развязкой главного хода и кольца с помощью подъездных путей.

Переезд:

Впереди было видно встречный грузовой поезд, выезжающий со станции. Далеко впереди можно заметить гору, о которой я расскажу чуть позже…

А вот и пересечение с рязанским направлением, по которому мы ехали ранним утром…

… и та самая гора. Это не что иное, как огромная свалка отходов химического комбината.

На этой фотографии можно заметить поезд из кучи цистерн под тепловозом:

Ещё одна соединительная линия между кольцом и станцией Воскресенск:

Ну и, наконец, сама станция. Это её низкая платформа – отсюда надо было переходить на платформы радиального направления по мосту, что мы потом и сделали.

Вот вид с моста в ту сторону, откуда мы приехали. Низкая платформа сильно похожа на одну из платформ с навесом на участке Михнево – Яганово.

Касса располагалась вот в таком здании на привокзальной площади, в самом здании вокзала кассы не было, хотя, вроде бы, был зал ожидания. Как всегда, из-за заходящего солнца фотографии стали получаться смазанными. Кстати, найдите на фото кошку.

Вид на здание вокзала с одной стороны…

…и с другой стороны. Здесь я уже спустился на островную платформу и немного прошёл по ней вперёд.

Эта низкая платформа располагается непосредственно у здания вокзала, но кто на ней останавливается – неизвестно.

К высокой платформе подошла электричка «Москва – Рязань-1». Я узнал состав по знакомой надписи «Имени х/к Локомотив» на кабине – именно на нём мы ехали утром в ту же сторону.

Пока не было поездов, можно было сделать ещё несколько фотографий. Станция Воскресенск является крупной грузовой станцией, так что грузовых поездов тут было полно.

Входящий ЭД4М на Голутвин:

Заходящее солнце на фоне станционного пейзажа (а не наоборот):

Вышка:

Электровоз (по-моему даже не один, а несколько):

Долго мы не простояли – через несколько минут со стороны Голутвина подошёл ещё один электропоезд, на которой мы и сели. Вот он:

Через пару остановок нам навстречу пронёсся скорый поезд, который я узнал по одному красному вагону. В добрый путь, как говорится… ну а нам – в другую сторону. В Москву мы приехали, когда уже было темно. Нам надо было перейти с Казанского вокзала на Ленинградский. Кстати, он неплохо выглядит при ночной подсветке:

Последняя интересная вещь, которую я увидел в тот день – часы на платформе Левобережная. Они висели на платформе, у которой не останавливались поезда, из-за работ по строительству 4-го пути (вместо неё использовалась временная деревянная платформа). Мы вышли, когда часы показывали ровно полночь.

И это было точное время.

the end

Original text by Player701 / D2K
29.09.2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *