Итоги первой учебной недели

Вот такой небольшой краткий отчёт о прошедшей учебной неделе. Кроме меня самого, он вряд ли будет кому-то интересен, но если вдруг всё-таки будет, то именно за этим он здесь и выкладывается.

Для начала перечислю список предметов, которые у нас есть. Я уже приводил его здесь раньше, хотя и не в полностью структурированной форме, поэтому привожу ещё раз.

По моему мнению, предметы можно разделить на три группы: профильная (преподаются сотрудниками кафедры 806 «Вычислительная математика и программирование»), математическая (вместо трёх математик с первого курса их теперь две) и гуманитарная.

Профильная группа:

Дискретный анализ

Виды занятий: лекции (1 пара в неделю), лабораторные работы (2 пары в неделю)

Это продолжение курса «Алгоритмы и структуры данных» с прошлого года, на котором изучались (вы не поверите!) алгоритмы и структуры данных. Здесь так же продолжается изучение различных интересных алгоритмов и сложных структур данных. Преподаватели на первых занятиях немного запугивали народ, сообщая, что предмет достаточно сложный, а контроль над выполнением заданий строгий, поэтому лучше ничего не задвигать и не списывать. Лично я не причисляю себя к прогульщикам и все лабы делаю самостоятельно (на текущий момент, надеюсь, так и будет в дальнейшей), поэтому мне особо страшно не было.Относительно графика проведения лабораторных работ на данный момент имеются конфликтные данные. В расписании временем их проведения значится «15:10 – 18:20», что, конечно, никого не радует. На вводном занятии высказывались предложения, как от студентов, так и от преподавателя, о переносе их на более ранее время. Скорее всего, они будут начинаться с 3-й пары.

Объектно-ориентированное программирование

Виды занятий: лекции (2 пары раз в месяц), лабораторные работы (график точно не установлен)

Этот курс рассказывает об основных принципах, целях и задачач объектно-ориентированного программирования на примерах программ, написанных на языке C++. В последнее время я часто проявляю интерес к ООП, поэтому этот предмет мне понравился. По этому предмету будут проводиться лабораторные работы, которые должны были пройти в субботу, но по официальным данным от преподавателя они были отменены или перенесены (куда – пока неизвестно, по крайней мере мне). Довольно странный график проведения лекций обусловлен перестановкой занятий по понедельникам: вместо проводимых раз в две недели лекций по ООП и ОС, они будут по очереди проводиться двумя парами подряд раз в те же две недели. Получается так – два ООП, потом ничего, потом два ОС, потом снова пусто. Отсюда и две пары в месяц.

Операционные системы

Виды занятий: лекции (2 пары раз в месяц), лабораторные работы (график точно не установлен)

Лекций по ОС у нас пока ещё не было вследствие вышеописанной перестановки занятий. Говорят, что этот курс, в отличие от ООП, опускается на более низкий уровень абстракций, позволяющих наиболее полно понять основные принципы построения и работы операционных систем. Надеюсь, что это так и есть: мне всегда хотелось получить представление о том, как всё работает на низком уровне. Лабораторные работы тоже должны быть – по всей видимости, они должны чередоваться с теми, что проводятся в субботу (аналогично лекциям).

Логическое программирование

Виды занятий: лекции (2 пары раз в две недели), лабораторные работы (график неизвестен)

Логическое программирование – это не какой-либо стиль написания программ, как может показаться на первый взгляд. Это особая парадигма программирования, отличающаяся от императивной – то есть, написания программ в виде последовательности команд, которые нужно выполнить. Лекции ведёт Д. В. Сошников, работающий в Microsoft и появляющийся в МАИ только по субботам. Когда должны проходить лабораторные работы, видимо, никому неизвестно, потому что в расписании отдельного места для них нет (если они не будут чередоваться с лабами по дискретному анализу, ООП или ОС). Их можно было бы проводить на второй паре вместо лекции, но тут возникает проблема, потому что аудитория, в которой лекции проходят, не оборудована компьютерами. Там даже розеток нет! Куда смотрели те, кто составлял расписание, я не знаю… (немного подробнее об этом будет написано чуть ниже)

Математическая группа:

Математический анализ

Виды занятий: лекции, семинары (по одной паре в неделю)

Прямое продолжение курса математического анализа с прошлого учебного года. В этом семестре проходится интегральное исчисление функций многих переменных. Штука эта достаточно сложная, так что расслабляться не стоит. Уже на первой лекции сразу возникло ощущение того, что сейчас всем будут выносить мозг (впрочем, думаю, не у одного меня, хотя некоторым нравится). На выполнение заданий к семинарам, которые проводятся в четверг, у меня целый свободный день – среда. Впрочем, если планировать какие-то поездки в этот день, то надо выполнять задание в другое время.

Дифференциальные уравнения

Виды занятий: лекции (раз в неделю + ещё одна лекция раз в две недели), семинары (раз в неделю)

Если на математическом анализе вовсю обсуждаются функции многих переменных, то здесь (пока) рассматриваются только функции одной переменной. Преподаватель на первой лекции говорил о том, что курс, в основном, практический. На лекциях будут объяснять методы решения уравнений и решать много примеров. На семинарах мы тоже решали много задач – мне, кстати, повезло (или не повезло) выйти к доске на решение одной из них. В целом, по первым впечатлениям (которые могут существенно отличаться от последующих) этот предмет показался мне легче математического анализа.

Гуманитарная группа:

Физическая культура

Виды занятий: практические занятия (два раза в неделю)

Физкультура у нас продолжается с первого курса и будет продолжаться до третьего. Ничего особенного здесь сказать не могу, поскольку физкультура – она физкультура и есть. Правда вот в прошлом году по ней проводили лекции, после которых мы сдавали теоретический зачёт. Не знаю, будут ли лекции и зачёт в этом семестре, но лично мне не хотелось бы, чтобы он проводился.

Иностранный язык

Виды занятий: практические занятия (раз в неделю)

Курс иностранного языка, а точнее, английского языка, поскольку подавляющее большинство студентов потока в школе изучали английский, продолжается с первого учебного года до конца второго курса. Завершиться курс должен экзаменом, который состоится в четвёртом семестре. Меня это особо не волнует, так как с английским языком у меня никогда не было никаких проблем – я владею им вполне неплохо для среднего уровня, хотя в основном письменным, а не разговорным. На первом занятии случился казус: аудитория, в которой должно было проходить занятие, могла вместить не более 20 человек, а нас в группе всего более 30, поэтому почти половину пришлось отпустить. На следующий день стало известно о разбиении нашей группы на две, видимо, по личному обращению преподавателя, чтобы проводить занятия с группами отдельно. Остальное расписание при этом не изменяется, наша группа неформально остаётся единой.

Правоведение

Виды занятий: лекции, семинары (по одной паре раз в две недели)

Этот предмет гуманитарного цикла пришёл на замену истории со второго семестра прошлого года, которая, в свою очередь, заменила философию. Первая лекция мне понравилась, а вот семинар – не очень. Преподаватель (лектор и семинарист разные) пытался разговаривать с нами сначала то ли о религиозных вопросах, то ли ещё о какой-то подобной фигне (я не очень слушал, поскольку сидел в отдалении от него). Затем надо было что-то записать, но, как оказалось, это «что-то» полностью повторяло куски материала лекции, поэтому я ничего записывать не стал. Впрочем, я обычно внимательно слежу за преподавателем в такие моменты: если будет что-то важное, я обязательно это законспектирую.

Расписание

Для меня, как и для большинства студентов, не зачисленных на военную кафедру, расписание занятий можно коротко описать так: «два дня – выходной, три дня – выходной». Это немного стабилизирует нагрузку, фактически перенося выходной с субботы в середину недели, что даёт возможность отдохнуть посреди рабочих дней, выполнить домашнее задание или куда-нибудь съездить, если задание уже выполнено. Кроме того, из-за «мигающих» пар, коих у нас шесть (!) в неделю, каждая вторая неделя оказывается намного менее загруженной. Нагрузка по дням распределена не очень равномерно, но радует тот факт, что в незагруженные недели существует последовательность из трёх дней, в которые можно по-нормальному выспаться – суббота, воскресенье, понедельник. В среднем, общее количество дней, в которые можно нормально выспаться, составляет 3 дня в неделю.

Промежутки времени для проведения занятий обычно такие:

  • 9:00 – 10:30 – первая пара;
  • 10:45 – 12:15 – вторая пара;
  • 13:00 – 14:30 – третья пара;
  • 14:45 – 16:15 – четвёртая пара.

Больше четырёх пар в день, у нас, к счастью, нет.

Само расписание описано далее. По каждому дню приводятся замечания, основанные на собственных ощущениях.

Понедельник:

  • Первая и вторая пары – объектно-ориентированное программирование (ООП) либо операционные системы (ОС), каждую вторую неделю;
  • По модифицированному графику, третья и четвёртая пары – лабораторные работы по дискретному анализу (ДА).

Получается, что в одну неделю день достаточно свободный – лабы можно делать и дома. В другую – не очень, но напрягать сильно не должен, особенно если с лаб можно будет уйти пораньше.

Вторник:

  • Первая пара – физкультура;
  • Вторая пара – лекция по дифференциальным уравнениям (ДУ);
  • Третья пара – лекция по правоведению, либо ещё одна лекция по ДУ, причём в этом случае надо переходить в другую аудиторию.

В итоге имеем достаточно простой день в одну неделю и вполне мозговыносящий в другую. Надеюсь, физкультура здесь будет влиять только положительно.

Среда:

Военная подготовка. Для меня это эквивалентно выходному дню, поскольку на военную кафедру я не подавал заявления.

Четверг:

  • Первая пара – дискретный анализ;
  • Вторая пара – иностранный язык;
  • Третья пара – семинар по ДУ;
  • Четвёртая пара – физкультура.

Единственное, чего я опасаюсь – как бы иностранный язык не перенесли на четвёртую пару вторника из-за разбиения групп. В дни после двух лекций по ДУ я точно не смогу на нём ничего отвечать..

Пятница:

  • Первая пара – лекция по математическому анализу;
  • Вторая пара – семинар по математическому анализу;
  • Третья пара – семинар по правоведению, каждую вторую неделю.

Семинар по матанализу после лекции – это просто отлично. Можно закрепить полученные знания на практике, порешав задачи по только что пройденной теме. Да и особого выноса мозга не будет, поскольку больше ничего сложного в этот день нет.

Суббота:

  • Первая пара – нет занятия;
  • Вторая и третья пары – лекции по логическому программированию;
  • Далее (по расписанию с 15:10 до 18:20) – лабораторные работы по ООП или ОС.

Хотелось бы, чтобы лабораторки перенесли на более раннее время. Возвращаться домой в субботу после 19:00 меня совсем не радует.

Анализ расписания

Итак, что же мы имеем?

В первую очередь – дополнительный выходной в среду, как нельзя лучше подходящий для выполнения домашних заданий по ДУ и математическому анализу, либо для проведения заездов. В последнем случае это задание лучше всего выполнять во вторник (то, которое задано на эту неделю), либо в пятницу (заданное на следующую неделю) по причине количества пар менее 4.

Во-вторых, нетрудно заметить, что основная часть занятий по профильным «компьютерным» предметам сконцентрирована в одной области. Из этого следует, что пятница и воскресенье могут неплохо подойти для выполнения дома лабораторных работ по этим предметам.

Тем не менее, эти моменты – всего лишь приятные совпадения. Если взглянуть на расписание с другой стороны, сразу обнаруживаются не очень приятные вещи. И вещи эти хоть и не относятся к управлению временем, но сразу же вызывают вопрос о том, кто же это расписание составлял.

Я говорю об аудиториях. Многие из аудиторий, в которых проводятся семинары (и даже лекции), не вмещают студентов всего потока. Особенно выдающаяся ситуация с английским языком – я уже писал выше про казус, из-за которого специально пришлось разделить нашу группу. Напомню, что всего в ней более 30 человек.

Давайте посмотрим на расписание ещё раз. При этом я введу цветовую кодировку и обозначу красным цветом те занятия, на которых аудитория явно не вмещает всех студентов, оранжевым – те занятия, где аудитория вмещает почти всех (иногда приходится приносить допольнительные стулья или садиться втроём туда, где должны сидеть двое) и зелёным – занятия, на которых в аудиторию помещаются все. Физкультуру в список не включаю.

[Л] – лекция
[П] – практическое занятие

Понедельник:

  • [Л] ООП / ОС
  • [Л] ООП / ОС
  • [П] Лабораторные ДА
  • [П] Лабораторные ДА

Вторник:

  • [Л] Дифференциальные уравнения
  • [Л] Правоведение[Л] Дифференциальные уравнения

Четверг:

  • [Л] Дискретный анализ
  • [П] Иностранный язык
  • [П] Дифференциальные уравнения

Пятница:

  • [Л] Математический анализ
  • [П] Математический анализ
  • [П] Правоведение

Суббота:

  • [Л] Логическое программирование
  • [П] Лабораторные ООП / ОС

Небольшое примечание: лабораторные по ООП или ОС ещё не проводились, но в расписании указана та же аудитория, в которой проводятся лекции по этим предметам. Поскольку там нет компьютеров, лабораторные, скорее всего, будут проводиться там же, где и лабораторные по ДА. Но если эта аудитория будет недоступна, может быть выбрана соседняя, и тогда этот пункт можно будет тоже отметить красным цветом, потому что вместимость соседней аудитории примерно вдвое меньше.

Итак, что же мы видим? А видим мы то, что в абсолютно комфортных условиях у нас проводятся только лекции, да и то не все. Вывод здесь может быть только один: составители расписания не смотрели на списки групп. Эта информация (хотя и не включающая переводников и других личностей, о которых ранее не могло быть известно) была доступна уже в конце июня. Я сомневаюсь, что расписание на следующий учебный год составляли тогда, когда ещё не закончилась летняя сессия. С одной стороны, тут могли иметься какие-то бюрократические проволочки, не позволившие вовремя получить данные.  С другой стороны, составителям было известно, какие группы были сформированы. Почему никто даже не поинтересовался количеством студентов в них? Либо они считают, что любая среднестатистическая аудитория может вместить любую группу, либо то, что размер любой среднестатистической группы не превышает вместимость любой аудитории. Наверное, они не ходили в третий корпус, где многие аудитории рассчитаны максимум на 15-20 человек. Но вот назначать для лекции, на которой присутствует весь поток (а это три группы!) маленькую аудиторию на 1-2 группы, да ещё в субботу – это минимум странно.

А вот если на проблему смотреть субъективно, то тут никаких проблем нет – я всегда приезжаю в институт с огромным запасом времени и на перерывах нигде не задерживаюсь. Для тех, кто часто опаздывает, ситуация, конечно, несколько иная…

Заключение

В этом тексте были рассмотрены моменты, связанные с учебными предметами и расписанием. Возможно, в следующей записи я рассмотрю основные организационные моменты, которые поднимались на прошедшей неделе. Их было не так уж и много, но многие из них оказались достаточно значимыми.

Итоги первой учебной недели: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *